Возврат и отказ от страхования жизни по кредиту
Большинство банков при кредитовании своих клиентов включают в договор такое обязательное условие, как страхование жизни и здоровья. Это условие чаще всего навязывается заемщикам и не является их добровольным решением.
Однако перед заключением договора или по истечении определенного срока его действия клиенты могут отказаться от страховки и вернуть уже потраченные ранее деньги. Для того чтобы это сделать, нужно знать положения действующего законодательства и соблюдать необходимый порядок действий.
Законно ли страхование жизни при получении кредита?
При оформлении кредита отношения между банком и заемщиком закрепляются в специальном документе — договоре. В любом договоре существует две группы условий:
- существенные — обязательно должны присутствовать в документе;
- дополнительные — включаются в договор одной из сторон и согласовываются со всеми участниками сделки.
Обязательства относительно страхования относятся именно к последней группе условий. Банки имеют право самостоятельно включать это требование в договор и пользуются этим правом практически всегда. Чаще всего такое условие присутствует, если речь идет о крупном потребительском кредите или ипотеке. Чем больше сумма заемных средств, тем выше вероятность наличия в договоре требований относительно страховки.
Основные причины, по которым банк навязывает своим клиентам страхование жизни и здоровья:
- Стремление минимизировать возможные риски и убытки, которые могут наступить вследствие смерти или болезни клиента. Ведь кредитуя клиента на крупную сумму, банк в ряде случаев может остаться ни с чем — нет гарантии, что родственники умершего заемщика смогут оплатить долг. Оформление полиса дает банку уверенность, что его средства будут возвращены вне зависимости от возможных обстоятельств.
- Сотрудничество со страховыми компаниями и получение процента за каждого привлеченного клиента (или проданную страховку). В этом случае, кроме минимизации своих рисков, банк получает еще и дополнительную финансовую выгоду, а также партнеров в виде страховых компаний.
Ни в одном из этих случаев не учитываются интересы клиента — банк заботится только о собственной выгоде. Стоит отметить, что в действующем законодательстве отсутствуют требования относительно обязательного наличия страховки в договоре кредитования. Соглашаться на это условие или нет — выбор самого клиента, однако далеко не все об этом знают. Поэтому большинство договоров подписывается с согласием на страховку, вследствие чего клиент, кроме самого кредита и процентов по нему, вынужден оплачивать еще и страховые взносы.
Навязывание конкретной страховой компании, полиса страхования жизни и здоровья, а также отказ в выдаче кредита без него — прямое нарушение действующего законодательства и прав клиента. Он имеет полное право как на самостоятельный выбор страховщика, так и на полный отказ от оформления полиса — по законодательству такие действия не являются препятствием для кредитования.
Как грамотно мотивировать отказ от страховки по кредиту
Чтобы избежать проблем со страховкой и переплат, связанных со страховыми взносами, прежде всего, нужно внимательно читать договор. Часто сотрудники банка даже не сообщают клиенту, что в документе присутствует условие относительно страхования. Его включают в договор автоматически, поэтому заемщики и считают это обязательным требованием. Если такое условие присутствует или сотрудник банка предлагает включить его в документ, клиент не обязан соглашаться — он может самостоятельно решать, приобретать данные услуги или нет.
Однако за отказом от страховки часто следует отказ в кредите — банки не хотят идти на дополнительные риски и кредитовать клиента без полиса. Это незаконное действие, которое клиент вправе обжаловать. Для этого нужно соблюдать определенный алгоритм действий:
- Обратиться в банк с просьбой о кредитовании. После устного отказа со стороны сотрудников нужно оставить заполненную анкету-заявку и дождаться ответа в письменной форме.
- Если банк не одобрил поданную заявку, можно предупредить сотрудника или менеджера о своем намерении пожаловаться в Федеральный антимонопольный комитет (ФАС) — возможно, эта угроза воздействует на них, и решение и кредитовании будет изменено.
- В случае окончательного отказа в выдаче средств клиент вправе обратиться в ФАС (написать жалобу или позвонить по горячей линии). Сотрудники службы рассмотрят обращение и применят в отношении банка определенные санкции — возможно, после этого клиент все же сможет получить свой кредит.
Образец заявления на возврат страховки по кредиту можно скачать здесь.
Однако стоит учитывать, что составлять жалобу стоит только в том случае, если у заемщика есть уверенность в своей кредитоспособности. Банк может мотивировать отказ в выдаче средств и другими аргументами: низким доходом клиента, его нестабильной работой, слабым состоянием здоровья и т. п. Если такие факторы действительно присутствуют, жалоба в ФАС не принесет никакого результата — заемщику нужно будет либо искать другой банк, либо все-таки приобретать полис страхования жизни.
Оплачивать покупки в интернете безопасно: что такое платежная система Paypal.
Как заблокировать карту Сбербанка по телефону, расскажем в нашем обзоре.
Кому принадлежит и подчиняется Центробанк России: http://creditbery.ru/bank/dengi/komu-podchinyaetsya-cb-rf.html
Как вернуть страхование жизни по кредиту
В том случае, если договор уже подписан и клиент согласился оплачивать страховой полис, возврат комиссий и банковских страховок по кредиту все же возможен. Сделать это можно при помощи трех основных способов:
- Обращение в суд. Этот способ особенно подходит для регионов с положительной судебной практикой по делам такого рода. Обратиться можно, написав претензию на банк или подав иск о защите прав потребителя. Если судом будет принято положительное решение, банк обязан будет вернуть клиенту деньги, уплаченные в виде страховых взносов.
- Досрочное расторжение договора страхования жизни по кредиту. Этот вариант допустим только в том случае, если он прописан в договоре. Чаще всего там указывается возможность расторгнуть договор только в течение определенного времени или вернуть деньги не в полном размере. Если досрочное расторжение вообще не допускается, стоит искать другие способы возврата средств.
- Обращение в Роспотребнадзор. Этот способ довольно длительный и не всегда эффективный, поскольку во многих случаях клиенту просто разъясняют законодательство, не возбуждая дел по административным правонарушениям. Однако если неправомерные действия все же имели место, Роспотребнадзор рассмотрит жалобу и сможет привлечь банк и страховую компанию к административной ответственности за нарушение прав потребителей. Если это произойдет, банк вернет все выплаченные средства за страховку, чтобы снизить размер своего штрафа.
При заключении договора кредитования стоит помнить:
- Наличие полиса страхования жизни и здоровья не является обязательным условием для получения кредита и не может служить основанием для отказа в его выдаче.
- Если договор все же был оформлен, клиент вправе его расторгнуть и отказаться от страховки (если это предусмотрено в документе).
- Навязывание банком страховых услуг — нарушение прав заемщика, поэтому он может обратиться с жалобой на кредитное учреждение в Федеральную антимонопольную службу.
- Если клиент уже делал взносы на страхование жизни при оформлении кредита, которое было включено в договор без его желания, он вправе вернуть потраченные деньги — через суд или обратившись в Роспотребнадзор.
Предлагаем вам также посмотреть видео о том, как Росгосстрах незаконно отказывается продавать полис обязательного страхования ОСАГО без страхования жизни клиента:
http://www.youtube.com/watch?v=3vHRJC-siE4
Здравствуйте, при заключении кредитного договора, добровольно-принудительно предложили подписать полис-договор страхования жизни и пр. Консультант в устной форме заявила, что сумму оплаченной страховки можно вернуть , в части неиспользованного срока ( договор кредитования-страхования на пять лет, недавно по истечении года погасил досрочно). В Банке Дали тел. страховой, звоните по всем вопросам, мол туда… позвонил, обрадовали, что мне ничего не полагается, и я по сути им подарил немалую сумму денег. Конечно, я смотрел условия подписываемого договора, но чтобы конкретно были прописаны права-обязанности (довольно мутно и понятно почему составлен), нужно быть как минимум не просто юристом, но и спецом по страхованию… Думаю, куда и на кого подавать жалобу? ФАС, Центробанк или прокуратуру (здесь уместно провести проверку на мошеннические действия)
В вашем случае для начала необходима консультация профессионального юриста. Затем, вы можете обжаловать отказ страховой компании в суде. Сейчас много мошенников, и не факт что ваша страховая компания не в их числе.