Как страховщики и банки навязывают страхование жизни клиентам
Обращаясь в банк за кредитом или в страховую компанию за страховкой на автомобиль, вы должны быть готовы к тому, что получить только то, что вам нужно, будет непросто. Сотрудники этих организаций, как и любые продавцы, нацелены на то, чтобы вы купили как можно больше, а нужно вам это или нет – дело десятое.
Ситуаций, когда банк навязал страхование жизни при оформлении кредита, становится все больше. И только знание своих прав может уберечь вас от затрат на необязательные, но с таким усердием навязываемые вам страховые продукты.
Навязывание дополнительных услуг клиентам
В связи с участившимися жалобами населения, сотрудники Роспотребнадзора провели массовые проверки, в ходе которых было выявлено, что действительно сотрудники банков навязывают страховку клиентам, чтобы в случае чего облегчить себе процесс возврата долга.
Также проверка показала, что этим грешат и страховые компании при оформлении автостраховки, заставляя, для получения большей прибыли, своих клиентов покупать дополнительную страховку жизни и здоровья. В данной ситуации банки и страховые компании напоминают магазины полузабытого советского прошлого, в которых при покупке нужного вам продукта, вы должны были приобрести неликвидный товар.
Как понять, что услуга является навязанной?
Практически любая сделка сопровождается подписанием договора. И зачастую, составляя договор, продавец стремится переложить как можно больше ответственности об его исполнении на клиента, при этом минимизируя собственные обязательства.
Также, чтобы увеличить свою прибыль, продавцы стараются навязать сопутствующие услуги. Они могут быть вписаны в основной договор, или же условием его подписания становится заключение дополнительных соглашений с навязанными услугами. Таким образом, продавец делает невозможным приобретение нужного клиенту продукта без покупки сопутствующей услуги.
Такие злоупотребления ежедневно нарушают права множества потребителей в самых разнообразных областях, от услуг общепита, ЖКХ, связи до банковских и страховых услуг.
Такие действия продавца существенно ограничивают принцип свободы договора, так как делают невозможным для потребителей принять участие в составлении условий сделки.
Инструкция: как заблокировать карту Сбербанка по телефону.
Читайте, что такое виртуальная карта Visa и какие банки ее предоставляют.
Как создать виртуальную карту Киви Visa Card: http://creditbery.ru/credits/cards/kak-sozdat-sobstvennuyu-virtualnuyu.html
Страхование жизни и здоровья при кредите
Клиенты банков чаще всего жалуются на навязывание услуг страхования.
Вас могут убеждать, что необходимо застраховать свою жизнь и здоровье для:
- одобрения кредитной суммы;
- выдачи потребительского, авто- или денежного кредита;
- оформления ипотеки.
Требования о заключении договора страхования жизни в качестве дополнения при получении кредита являются недопустимыми. Законом не предусмотрено обязательное страхование, кроме некоторых отдельно установленных случаев. Ведь при оформлении кредитного договора, банк и так проверяет, чем вы можете обеспечить возврат кредита, имеете ли постоянный доход, имущество для залога, поручителей, а для случаев невозврата прописаны штрафы, пени и неустойки.
Банкам запрещено ставить заключение кредитного договора в зависимость от наличия договора страхования, а также взыскивать заложенное имущество в случае отсутствия договора о его страховании, взимать неустойки за невыполнение обязательств по заключению договора страхования, повышать ставки по кредиту в случае отсутствия страховки. Законодательно установлено, что страхование и кредитование это самостоятельные и независимые друг от друга услуги.
Отказаться от навязываемого страхования жизни при оформлении кредита все-таки можно. Однако, стоит задуматься о том, что в этой услуге есть и свои плюсы, особенно если вы берете в долг большую сумму. Ведь никто не знает, что может случиться завтра, а потеря здоровья зачастую ведет к потере работы и, соответственно, невозможности выплачивать кредит. Но при этом клиент кредитной организации должен иметь право сам выбирать страховую компанию и условия страхового договора.
Обязательно ли страхование жизни при оформлении ОСАГО?
При оформлении страхования автомобиля, с некоторых пор страховые компании навязывают автовладельцам следующие услуги:
- страхование жизни и здоровья владельца автомашины;
- страхование жизни и здоровья членов семьи;
- страхование имущества.
Проверка законности действий страховых компаний показала, что зачастую без покупки дополнительной страховки они отказывали клиентам в принятии заявления о заключении договора ОСАГО, отговариваясь при этом отсутствием нужных бланков или сбоем в компьютерной программе. Делалось это ради получения дополнительной прибыли, так как страхование по программе ОСАГО стало не рентабельным для страховщиков. Между тем, по закону страховые агенты не имеют права не продать вам полис без обязательного страхования жизни и любых других дополнительных договоров.
Что делать, если нарушаются ваши права?
Если при оформлении кредита или покупке страхового полиса ОСАГО вы заметили, что вам неправомерно начинают навязывать дополнительные услуги, то возможны следующие действия:
- на стадии оформления договора вы можете потребовать убрать из него условия, согласно которым вы должны будете приобрести страховой полис или подписать страховой договор с партнерами банка;
- если в договор внесены условия о вашем страховании, запросите у банка список требований, которые предъявляются им к страхованию заемщика. Получив его, вы можете выбрать для себя наиболее выгодную программу страхования в сторонних организациях, не имеющих отношения к данному банку, ведь банк не имеет права устанавливать ограничения на выбор страховой компании. Как правило, такая страховка обойдется вам намного дешевле навязанной банком;
- если же о дополнительных ненужных вам услугах вы узнали уже после того, как оплатили их, или они были вам оказаны, то вы можете потребовать возврата затраченных денежных средств. Для этого необходимо написать претензию в двух экземплярах, один экземпляр отдать в банк или страховую компанию, а второй, подписанный ответственным лицом, оставить у себя. В случае отрицательного ответа виновной организации на вашу претензию, можно обратиться в Роспотребнадзор, Прокуратуру, Антимонопольную службу или в соответствующую службу Банка России. Также можно обратиться сразу в суд и оспорить навязанную услугу в судебном порядке. Как правило, в таких случаях суды встают на сторону потребителей;
- вы можете выбрать другой банк или страховщика, которые работают в полном соответствии с законом;
- стоит помнить о том, что навязывание услуг часто является инициативой рядовых сотрудников страховых и кредитных организаций. Поэтому, если вам не нравятся условия договора, а сотрудник настаивает на его подписании, вы можете вызвать вышестоящее руководство и потребовать разъяснений. Чаще всего это помогает.
Итак, оформляя кредитный договор или договор страхования автомобиля ОСАГО, помните:
- страхование жизни и здоровья не является обязательным условием;
- требование застраховать имущество правомерно только при оформлении ипотечного договора;
- требование застраховать жизнь и здоровье родственников является незаконным;
- если вы все же решили застраховаться, то выбирать программу страхования и страховщика вы можете на свое усмотрение;
- если вы узнали о своем страховании по факту, можно вернуть затраченные на нее денежные средства;
- взимание с вас дополнительных платежей, а также увеличение ставки по кредиту в случае отсутствия страхования жизни и здоровья является противоправным;
- в случае неправомерного навязывания страховых услуг вы можете обратить в контролирующие органы или к вышестоящему руководству организации.
Страх от страхования жизни.
Все это, конечно, хорошо: знать законы и свои права. Но… в НАШЕЙ стране закон никому не писан. Страхуя автомобиль, ты должен застраховать свою жизнь, а не нравится — иди в другую контору, где тебя тоже пошлют. Здесь выход только один — страховать у знакомых, которые не будут тебя обдирать))) Что касается кредитов, здесь немного проще. Мы пару раз сталкивались с ситуацией, когда сотрудники отказывались выдавать кредит без страховки, ссылаясь на решение банка. Мы соглашались оформить страховку, но сразу же писали заявление на полный ее возврат. Деньги всегда возвращались в полном объеме.
благодарю за интересную статью. со своей стороны хотел бы поделиться еще одним пунктом, для чего банк может настаивать на оформлении страховки. когда я покупал автомобиль в кредит, банк настоял на страховании жизни и здоровья. аргументируя тем, что только в случае оформления полиса страхования жизни, у меня сохранится скидка на авто, которую согласовал мне дилер. т.е. фактически банк не настаивал, он оставил выбор за мной.. но выбор стал очевиден, т.к. сама скидка на авто была очень большая. в разы больше стоимости полиса.