Макс Гусер: «В кризис взыскивать стало сложнее»
Корреспондент портала Creditbery.ru побеседовал с управляющим партнёром, директором Консалтинговой группы «ЛАЛ» Максом Гусером о том, как изменился рынок коллекторских услуг в период экономической нестабильности в России и каковы его перспективы в будущем.
— Макс Алексеевич, каковы сегодня масштабы коллекторского бизнеса в России? Много ли на этом рынке игроков и насколько этот бизнес доходный?
— В 2009 году долг россиян перед банками составлял порядка 3 трлн. рублей. А на 2014 года по данным Национального бюро кредитных историй общий кредитный долг россиян перед банками достигает 9 трлн. рублей. В этой цифре и рынок коллекторов и перспектива развития. Понятно, что банки самостоятельно занимаются взысканием, но с такими объемами только своими силами не справиться.
И не забывайте, что это данные только по банковским долгам. А есть еще долги B2B — когда предприятие не платит другому предприятию и когда физические лица должны физическим или юридическим лицам. Этих цифр у меня нет, но только у нашей компании таких долгов в работе на сотни миллионов рублей.
— Как экономический кризис в России повлиял на бизнес коллекторов? Правда ли, что кризис это праздник для вас или наоборот?
— Кризис ни для кого не праздник, так как объем денег в обороте уменьшился и взыскивать стало сложнее. В статистике это выражается уменьшением эффективности взыскания. Незначительным, но стабильным. Также банки меняют свою стратегию в работе с коллекторами в связи с грядущим вступлением в силу закона о коллекторстве и вступившими в силу решениями ВАС по передаче должников с просуженными долгами.
— Каковы итоги работы вашего агентства в 2015 году? Какова динамика, есть ли рост?
— В 2015 году количество обращений действительно увеличилось, но качество должников ухудшилось.
— Как изменилось отношение к коллекторам за последние год или два? Стали ли их больше бояться должники или напротив — репутация повысилась?
— Мы часто сталкиваемся с должниками, которые жалуются на нечеловеческое обращение с ними некоторых коллекторов, которые ими занимались до нас. Мне сложно судить, больше боятся или меньше, я думаю, что бояться надо ошибиться в финансовом планировании своих действий, а коллекторы и приставы — это неизбежное следствие таких ошибок.
— Часто ли на вас приходят жалобы? Куда жалуются? И каков обычно итог?
— За 12 лет работы по взысканию недавно пришла третья жалоба от должника. Но в правоохранительных органах знают, что мы работаем исключительно по закону и все понимают, что недальновидным должникам проще написать жалобу, чем рассчитаться по долгу.
— Каковы основные задачи перед вашей компанией в 2016 году?
— Наши задачи не меняются — это развитие компании, обеспечение еще более комфортных условий работы сотрудникам компании, ликвидация финансовой и правовой безграмотности населения, помощь клиентам, которые в ней нуждаются.