Физлиц банкротить пока некому
Закон о банкротстве физлиц вновь отложен еще на полгода — осенью его рассмотрит Госдума, как сообщают «Известия». Данный законопроект стоял в думском календаре в июле и планировался к принятию в окончательном чтении еще в начале этого месяца.
Однако затягивание судебной реформы сделало его принятие несвоевременным, поскольку до завершения судебной реформы в данном законе нет смысла: в нем необходимо четко прописать всю процедуру банкротства, включая порядок работы высшего суда.
Принятие данного закона откладывается уже четырежды с 2012 года: впервые его перенесли с конца 2012 года на лето 2013-го, во второй раз — на осень, в третий — уже на лето 2014 года, и вот — четвертое перенесение. А вообще-то процедура банкротства физических лиц в обсуждении уже целое десятилетие.
Законопроект об этом значился еще в начале 2010 года в антикризисном плане правительства как мера «поддержки соцстабильности и защиты населения». Однако его разработчик Минэкономразвития добился одобрения его правительством и согласования всеми заинтересованными ведомствами (Минюстом, Минфином и др.) только через пять лет после начала разработки — летом 2012 года.
Текущая версия законопроекта позволяет гражданам, не смогшим на протяжение трехмесячного срока погасить долг, превышающий 50 тыс. рублей, обращаться в суд с целью признания их банкротами.
Согласно прописанной процедуре банкротства источником средств для погашения долга не может быть единственное жилое помещение (исключая залог по ипотеке), личные вещи и предметы первой необходимости, бытовые приборы (если их общая стоимость не превышает 30 тыс. рублей), а также не более 25 тыс. рублей наличными деньгами. Имеющим регулярные источники дохода гражданам суд может рассрочить уплату долга до пяти лет.
Правозащитные организации (например, Финпотребсоюз) считают регулярные переносы сроков рассмотрения законопроекта следствием влияния банковского лобби, препятствующего объявлению себя банкротами уже в первый же год действия закона примерно двумя миллионами граждан, не способных обслуживать свои банковские кредиты. Под его влиянием был принят закон о потребкредите, выгодный для банкиров за счет передачи прав урегулирования финансовых споров от Роспотребнадзора к Центробанку, который более лоялен к банкам.
Без задержек была принята Госдумой и методика расчета полной стоимости кредита, также выгодная банкирам. Законы же, призванные защитить заемщиков, по различным причинам откладываются: это относится и к закону о деятельности коллекторов, и к закону о банкротстве физлиц.
По мнению же представителей банковского сообщества, они также предпочитают работать по вполне определенным правилам. Отсутствие же ясности в этом вопросе только затрудняет планирование работы.
Процедура банкротства физлиц потребует от нового высшего суда дать разъяснения рядовым судьям. И пока он и его аппарат окончательно не сформированы — закон о банкротстве физлиц просто не будет работать, даже в случае его принятия.